Этикетками называют выполненную в виде бирки или наклеиваемую на любой товар либо продукт промышленного производства печатную продукцию с графической и/или текстовой информацией об изделии. Вне зависимости от типа этикетки для продукции она должна содержать ряд обязательных данных: наименование товара и производителя, дату изготовления и срок годности, состав и иную важную потребительскую информацию.
Отличием этикетки от иных упаковочных средств служат несколько основных признаков. Так, этикетка:
- помогает идентифицировать товар по основным классификационным параметрам;
- предполагает наличие упаковки для содержимого;
- должна быть надежно соединена с тарой одним из допустимых способов фиксации;
- составляет единый комплекс с упаковкой (тарой, контейнером).
Следует различать этикетки, соединяющиеся непосредственно с изделием, и ярлыки – для их фиксации используют дополнительные средства.
Виды этикеток на товар и их характеристика
Поскольку этикетки используются на самых разнообразных по форме, габаритам и иным свойствам товарах, существует множество критериев их категоризации:
- материал изготовления;
- метод производства;
- исполняемые функции;
- особенности дизайна;
- способ апплицирования (крепления) на упаковку.
По формату различают этикетки точечные (стопэтикетка), занимающие локальный участок периметра, и круговые, представляющие собой замкнутую полосу произвольной конфигурации.
Материал
Один из важнейших видов классификации этикеток – вид использованного для изготовления материала.
Это могут быть:
- бумага многих типов и картон;
- полимерные материалы;
- дерево или фанера;
- прозрачное, матовое или цветное стекло, керамика;
- сплавы металлов;
- кожа или кожзаменитель;
- текстиль.
Ранее наиболее распространенные бумажные этикетки в последнюю четверть века встречаются все реже – их вытесняют композитные материалы. Наибольшей популярностью сегодня пользуются полимерные варианты и изделия из алюминиевой фольги – им эксперты предрекают блестящие перспективы.
Технология изготовления
Основные способы печати этикеток:
- флексография;
- офсет;
- глубокая ротационная (ротогравюрная) печать;
- высокая и шелкотрафаретная печать.
При изготовлении металлических этикеток может быть использована литография, штамповка, литье, текстильные изделия зачастую декорируют машинной либо ручной вышивкой. Каждая из методик производства имеет множество вариаций, категорий и подкатегорий. Помимо этого существует масса способов послепечатной обработки (тиснение, фольгирование и пр.), что открывает перед заказчиками и производителями почти безграничные возможности.
Крепление
Какие бывают этикетки по способу соединения:
- вплавляемые в упаковку в процессе производства;
- имеющие механическое соединение благодаря конфигурации тары (термоусаживаемые, рукавные);
- фиксируемые на поверхности при помощи дополнительного крепежа;
- пришиваемые;
- устанавливаемые с применением магнитного крепежа;
- требующие нанесения клея непосредственно перед монтажом;
- самоклеящиеся, с нанесенным в процессе производства на обратную сторону клеевым составом – перманентным либо легкосъемным. Это наиболее востребованный и удобный в применении тип наклеек.
В качестве материала для печати для самоклеящейся этикетки может быть использована бумага – матовая, полуглянцевая, термочувствительная, металлизированная, пленка – полипропиленовая или полиэтиленовая (прозрачная, перламутровая, белая).
Функциональность
Решающее значение для выбора материала изготовления и дизайна имеет назначение этикетки:
- маркетинговые цели – продвижение товара на рынке, обеспечение его узнаваемости, привлечение внимания на полке магазина;
- защита продукта от фальсификации или несанкционированного вскрытия;
- предоставление потребителю необходимых данных о товаре и максимально возможного объема информации об особенностях хранения, применения, утилизации и т.п.;
- идентификация товара по видовой принадлежности или по индивидуальным свойствам.
Законодательные и технические требования к этикеткам отличаются в зависимости от области применения: пищевые продукты, фармацевтика, бытовая химия и т.д.