Продовольственные товары наиболее востребованы на потребительском рынке, поскольку их использование необходимо для обеспечения жизнедеятельности организма человека, а качество продукта напрямую влияет на его здоровье и самочувствие. Естественно, что требования к информации на этикетке пищевых продуктов, материалу ее изготовления, оформлению и эксплуатационным качествам отличаются максимальной строгостью и не допускают возможности неоднозначного толкования.
Эта общепринятая мировая практика получила развитие и на территории Российской Федерации. Более того, именно в РФ уровень многих требований наиболее высок, что вызвано большим количеством зафиксированных случаев злоупотреблений и нарушений со стороны производителей пищевой продукции.
Законодательная база
Для решения задачи обеспечения необходимого качества и безопасности продуктов было разработано и использовалось не менее десятка нормативных актов. Важнейшими среди них считаются положения Гражданского кодекса, а также нескольких Федеральных законов:
- О защите прав потребителей;
- О техническом регулировании;
- О товарных знаках;
- О рекламе;
- О госрегулировании производства алкогольной продукции и этилового спирта и их оборота;
- О качестве и безопасности пищевых продуктов и т.д.
Разрозненность требований, содержащихся в столь объемной нормативной базе, приводила к сложности, а порой и к невозможности выполнения всех их в полной мере. Чтобы устранить этот существенный недостаток, Госстандарт Российской Федерации разработал и 29.12.2003 года принял ГОСТ Р 510742003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». В нем создатели объединили и упорядочили все ключевые требования к этикеткам и упаковке пищевой продукции, задекларированные в действующих на территории РФ нормативных документах.
Данный стандарт начал действовать 01.07.2005 года и выполняет функцию защиты отечественных потребителей от контрафактной и/или недоброкачественной продукции. ГОСТ гласит, что вся информация, размещенная на этикетках пищевых продуктов (как российского, так и зарубежного производства), должна быть приведена на русском языке и содержать такие сведения о товаре:
- полное наименование;
- состав;
- пищевая (г/100 г) и энергетическая (ккал/100 г) ценность;
- страна изготовления или происхождения;
- наименование и реквизиты фирмы-изготовителя, ее товарный знак;
- количество либо объем, масса нетто;
- дата выпуска, условия и допустимый срок хранения;
- срок годности;
- графическая информация в виде штрих-кода;
- знак сертификации РСТ либо АЯ;
- ГОСТ, ТУ или иной нормирующий условия производства документ;
- текстовая или графическая информация о сертификации.
Предельно полные требования к оформлению этикеток на продукты и комментарии к ним содержит приложение «Выписка из ГОСТ Р 5107497».
Дополнительные сведения
В соответствии с действующими нормативами на этикетке пищевого продукта обязательно должна быть приведена информация о наличии в составе таких веществ, как:
- модификаторы вкуса;
- активные биодобавки;
- ароматизаторы и красители;
- генетически модифицированные компоненты;
- имеющие нетрадиционный состав продукты или содержащие нехарактерные для себя компоненты белковой природы.
Также в технических регламентах РФ содержатся специальные требования к этикеткам для товаров из конкретных групп пищевых продуктов и предусмотрена возможность их идентификации с учетом особенностей входящих в состав компонентов.