Цветопробой называют технологическую операцию, цель которой – создание эталонного изображения, отображающего реальные оттенки использованных при печати цветов. Для чего нужна цветопроба:
- оператор цветоотделения на стадии цветопробы с минимальными затратами средств и времени выполнит цветокоррекцию и устранит обнаруженные ошибки. Возможно неограниченное количество циклов цветопроба/коррекция, пока не будет достигнуто требуемое качество;
- после внесения необходимых корректировок итоговое изображение предъявляют заказчику для согласования;
- утвержденная качественная цветопроба служит контрольным образцом, который передают в типографию и который является цветовым ориентиром для печатника в процессе изготовления тиража.
Цветопроба в полиграфии – это способ контроля самых сложных участков макета, маскировки дефектов, отслеживания муара и взаимоналожения цветных элементов, исключения ошибок на допечатных этапах. Потребность в такой операции обусловлена различием в отображении цветов на мониторе компьютера или иного электронного устройства и на бумажном носителе ввиду разницы используемых цветовых профилей – RGB на ПК и CMYK в полиграфии.
Пробная печать в типографии
Сегодня в полиграфии используют несколько видов цветопроб, которые категорируют на аналоговые – физические оттиски, и цифровые – без вещественных носителей:
- экранная цветопроба – самый недорогой вариант с применением откалиброванного монитора с высоким качеством и четкостью изображения;
- офсетная – для нее необходима офсетная машина либо пробопечатный станок. В таких пробных оттисках применяют материалы основного тиража в сочетании с различными видами постпечатной отделки;
- аналоговая (растровая) – выполняется с использованием пигментов, имеющих усредненные колориметрические показатели и подложек, имитирующих бумажные основы. Недостаток как офсетной, так и растровой цветопробы – высокая стоимость;
- цифровая. Изготовление цифровой цветопробы намного дешевле офсетной и растровой, но требует наличия особого оборудования либо струйного принтера. Для выстраивания печатного профиля офсетной машины используют специальный софт, после чего выполняют печать по введенным настройкам. Такой способ не передает цвета Pantone, а также не воспроизводит с высокой достоверностью металлизированные и люминесцентные краски.
Особенности восприятия цвета
Помимо особенностей оборудования на визуальное восприятие цвета человеком оказывают влияние такие факторы:
- характеристики бумаги – ее цветовой оттенок, наличие глянца, плотность;
- параметры светового потока – стандартным в полиграфии принят источник D50;
- наличие отделочного покрытия на запечатанном материале (лакирование, ламинация и т.д.).
Дизайнеры типографии «Флекс-Принт» неизменно предлагают клиентам сделать цветопробу для печати этикеток и наклеек в корпоративных цветах, при использовании цветов Pantone и при печати крупных тиражей.